Пример текста: длинная статья о военной технике
Количество знаков без пробелов: 5 113
Пример текста: длинная статья о военной технике
Количество знаков без пробелов: 5 113

Почему у немцев не было полноценного аналога танка Т-34?

Почему у немцев не было полноценного аналога танка Т-34?
По сочетанию трех важнейших характеристик – защищенности, маневренности и огневой мощи – советский танк Т-34 признан экспертами лучшим танком Второй мировой войны. Благодаря простоте конструкции, эту машину легко было ремонтировать в полевых условиях без привлечения высококвалифицированного персонала, а удивительная технологичность обеспечила возможность производить танк в невероятно больших количествах.
Решение о серийном производстве Т-34 было принято 31 марта 1940 года. Заказ поручили Харьковскому заводу транспортного машиностроения, где тридцатьчетверка и была разработана под руководством конструктора Михаила Ильича Кошкина. Вторым производителем Т-34 стал Сталинградский тракторный завод. До конца 1940 года было изготовлено сто семнадцать машин, а к 22 июня 1941 года на вооружении РККА было уже более тысячи танков Кошкина.

Интересно, что ни резидентура абвера, ни 12-й отдел немецкого генштаба «Иностранные армии Востока», непосредственно отвечавший за сбор информации о Красной армии, не смогли получить достоверные сведения о характеристиках Т-34 до начала войны, и когда непобедимые дотоле танковые соединения вермахта столкнулись с ним, это стало крайне неприятной неожиданностью для немецких артиллеристов и танкистов, не способных поразить новый советский танк, оснащенный толстой наклонной броней, из имеющихся в их распоряжении орудий. В октябре 1941 года наглядно проявились еще два преимущества тридцатьчетверок – широкие гусеницы и великолепный мотор. Пока немецкие танки увязали в непролазной грязи или глубоком снегу, танки Кошкина с легкостью преодолевали любые препятствия, умудряясь двигаться даже по болотистым низинам.

Конечно, у Т-34 были и недостатки: слабая оптика, серьезно уступавшая немецкой; тяжелая в эксплуатации коробка передач; теснота кабины, обусловленная особенностями конструкции подвески; не слишком удобная башня и ряд других. Тем не менее Гейнц Гудериан и другие германские танковые командующие в конце 1941 года потребовали от руководства Третьего рейха наладить производство танка, аналогичного тридцатьчетверке.
В самом деле, было очень заманчиво снабдить опытных немецких танкистов столь эффективной боевой машиной, взяв от нее все лучшее и устранив недочеты советских конструкторов. Казалось, что надо просто скопировать подвеску, гусеницы, силовую установку и броню, установить более мощное орудие, улучшить трансмиссию, поставить цейсовскую оптику и получится идеальный танк.

Однако после тщательно изучения трофейных советских машин германские промышленники вынесли неутешительный вердикт: ни в 1941-м, ни даже в 1942-м году на заводах рейха нельзя будет организовать производство аналога Т-34. В чем же была причина? Ведь тридцатьчетверку по сей день именуют «простым в производстве танком», а на Германию работала вся высокоразвитая промышленность покоренной Европы?!

Отвечая на этот вопрос, эксперты и журналисты обычно ссылаются на честолюбие немецких конструкторов и их нежелание заниматься унизительным копированием танка, произведенного «недочеловеками», а также на своеобразный перфекционизм германской инженерной школы, не допускающий проектирования примитивных механизмов. Все это, конечно, имело место, но главная причина невозможности выполнить заказ терпящих поражение под Москвой танкистов вермахта была в другом.

При всей кажущейся простоте конструкции танка Кошкина, у него имелась важная особенность, которую и не смогли скопировать немцы – силовая установка, советский V-образный дизельный мотор В-2, развивавший мощность до 500 лошадиных сил и обеспечивавший Т-34 невероятную по тем временам подвижность.
Двигатель был разработан в 1930-х годах конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода под руководством Тимофея Петровича Чупахина и являлся выдающимся инженерным произведением с колоссальным модернизационным потенциалом. Этот необыкновенно эффективный мотор изначально проектировался для советских тяжелых бомбардировщиков дальнего действия, что определило целый ряд его характерных черт, в первую очередь, компактность и легкость (в отличие от большинства танковых двигателей того времени, В-2 изготавливался из силумина). Из-за недостаточной мощности авиаторам мотор не подошел, и поэтому было принято нестандартное решение – модернизировать его для установки на танки, что и было сделано в кратчайшие сроки.

Как известно, все немецкие танки начала 1940-х годов комплектовались бензиновыми моторами. И несмотря на то, что дизельный двигатель был изобретен именно в Германии, никто из ведущих производителей не рискнул взять на себя обязательство быстро спроектировать, испытать и запустить в производство аналог дизельного мотора тридцатьчетверки. А комплектовать машину проверенными бензиновыми двигателями, которые были в наличии, не представлялось возможным.

Лишь в начале 1943 года в Германии началось серийное производство танка Panzerkampfwagen V «Пантера», вобравшего в себя многие черты Т-34, включая знаменитый силуэт с наклонной броней. Однако и на этом танке, и на более тяжелом «Тигре», как и прежде, стояли бензиновые двигатели.
Серьезные исследователи сходятся на том, что при большом желании создать аналог советского дизеля для тяжелой бронетехники немцы, конечно, могли бы. Однако фирма Maybach, крепко державшая в руках практически весь рынок танковых моторов, специализировалась на бензиновых движках, делала их очень хорошо и что-либо менять не желала, в том числе и потому, что любые кардинальные перемены в производственном процессе были чреваты снижением количества выпускаемых танков, которых на фронте и без того постоянно не хватало.

Хотя по некоторым технических параметрам «Пантера» превзошла танк Кошкина, наладить производство этой машины в необходимых количествах промышленность Третьего рейха так и не сумела. Против более пятидесяти тысяч тридцатьчетверок, выпущенных с 1941 по 1945 год, Германия смогла выставить менее шести тысяч «Пантер».
Хотите, чтобы на вашем сайте были классные тексты?
Позвоните нам по телефону: +7 (929) 187-1945,
либо оставьте свой Email или телефон, и мы подготовим вам классные тексты!
Позвоните нам по телефону:
+7 (929) 187-1945,
либо оставьте свой Email или телефон,
и мы подготовим вам классные тексты!
Хотите, чтобы на вашем сайте были классные тексты?